Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 22.06.2025, 01:56 Вы вошли как Гость
Группа "Гости"




Главное меню
Наш опрос
Как Вы чаще всего чувствуете себя в школе?
Всего ответов: 522
Ошибка в тексте?
Система Orphus
Календарь
«  Февраль 2011  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28
Вход на сайт
Полезные ссылки
  • Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Центр профориентац
    Омский центр профориентации
    Главная » 2011 » Февраль » 4 » Формирование гражданской идентичности на уроках истории и во внеурочной деятельности
    14:16
    Формирование гражданской идентичности на уроках истории и во внеурочной деятельности

    В современных условиях проблема воспитания гражданской идентичности, т.е. осознание своей принадлежности  к гражданам России, стоит особенно остро. Это связано с тем, что дети уже в подростковом возрасте имеют определенный жизненный опыт. 

    При выборе жизненных ориентиров ребенку необходима помощь педагога, так как стремление к самостоятельности не всегда подкреплено устойчиво сложившимися социальными мотивами, интересами и достаточным опытом.

    Наиболее полно педагогические задачи воспитания гражданской идентичности в нашей гимназии решаются на уроках истории и обществознания, благодаря специфике этих предметов, приоритетной целью которых является социализация личности ребенка. 

    Содержание системы воспитания гражданской идентичности обучающихся включает в себя следующие направления реализации воспитательных задач:

    1.Духовно-нравственное ценностно-смысловое воспитание - формирование приоритетных ценностей гражданственности, общенациональности; лояльности к основам государственного и общественного строя; патриотизма; гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, 
     ответственности.

    2. Историческое воспитание на основе героической истории России, Сибирского региона, города Омска, своей семьи. Региональный компонент обладает огромным воспитательным потенциалом. Понимание политических, экономических, культурных особенностей региона способствует становлению гражданской позиции. Подготовка к выполнению своего воинского долга начинается с изучения примеров служения Отечеству известных государственных деятелей. Необходимо привлекать внимание не только к подвигам ратных героев, но и труду на благо страны.

    3.Политико-правовое воспитание - осведомленность и ориентация школьников в Конституции РФ, привлечение к анализу СМИ, участие в работе институтов гражданского общества. Гражданин должен быть инициативным, деятельным, уметь применять свои знания и умения в жизни. 

    4. Патриотическое воспитание - организация усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, культурно-исторических ценностей российского общества, формирование национального самосознания личности;  формирование интереса к национальной культуре (формирование у детей внимания к духовной культуре своего народа, уважение к его самобытности).

    Эмоциональный настрой учащихся возникает с приходом в класс, этому способствуют стационарные плакаты и стенды, портреты исторических деятелей, а также плакаты для каждого урока. Актуализации знаний  и повышению интереса к предмету, созданию эмоционального фона помогает привлечение на уроках прозаических и поэтических произведений, точно подобранные отрывки из литературных произведений.

    В настоящее время идет поиск путей формирования гражданской, идентичности. Поэтому мы применяем разные технологии: проектную, технологию проблемно-ценностных дискуссий (акцент делается не на выборе и защите какой-либо одной точки зрения, а на удержании противоречия и последующем ответственном самоопределении). На своих уроках используем проблемные лекции, учебные дискуссии для развития критического мышления, эвристические беседы. 

    Весьма результативна работа по воспитанию гражданской идентичности в рамках компетентностного подхода, акцентирующего внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а «ключевые компетентности», т.е. способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. В рамках компетентностного подхода используем различные методы, средства и формы 
    воспитательной работы.

    Основные принципы нашей работы:

    - ставим перед учениками общую (стратегическую) задачу и описываем тип и характеристики желаемого результата на перспективу. Учитель указывает начальные точки поиска информации. Ученик и учитель могут взаимодействовать на самом деле как равные и интересные друг для  друга субъекты.

    - вычленяем значимую для решения проблемы информацию, и саму проблему уточняем по мере знакомства с информацией, как это бывает при решении жизненных проблем.

    - побуждаем обучающихся выдвигать идеи, альтернативные тем, которые они изучают в классе. 

    - предоставляем обучающимся возможность самостоятельно планировать,  пробовать, предлагать свое исследование, определять его аспекты, предполагать возможные результаты

    - сравниваем разные точек зрения и привлекаем необходимые факты из различных источников.

    Процесс формирования гражданской идентичности длительный и результаты можно получить не сразу. Главное – мы формируем личность ребенка как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Самое важное в нашей педагогической деятельности – это любить и уважать личность каждого ребенка.

    Н.В. Клишейко, учитель истории и обществознания  «Гимназии № 12»



    Просмотров: 3487 | Добавил: admin | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    dth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
    Имя *:
    Email:
    Код *:

    Кочуб М.А. © 2025
    Сделать бесплатный сайт с uCoz