Работая в гимназии 15 лет, имея 21-летний педагогический стаж, я часто задаю себе вопрос: меняются ли мои ученики вместе с изменениями, происходящими в нашей стране? И отвечаю: конечно, да. Меняются отношения, приоритеты, наверное, даже ценности, которые когда-то казались мне незыблимыми. Меняется все. Но хуже ли стали сегодняшние подростки? Или они просто другие? Что я должна вложить в их неокрепшие еще души, чтобы стали они полноценными людьми, замечу, не хорошими специалистами, не отличными работниками, а именно людьми?! И ловлю себя на мысли, что с ними нужно говорить. Не назидательно, не по – учительски, не навязывать им свою взрослую позицию и понимание жизни, а просто рассказывать то, что ценно моему поколению, что непреходяще, что вечно. Конечно, уроки литературы – большое подспорье в реализации этой идеи. Но и уроки русского языка могут влиять на души моих учеников, формировать их гражданскую позицию, «делать» их людьми. Совсем недавно я провела подготовку к подробному изложению по тексту К. Паустовского об Освенциме в 8 и 9 классах. Что дало это моим ученикам, современным школьникам, так плохо представляющим себе ту войну, салюты в честь победы которой отгремели в мае этого года? Стали ли мои ученики более знающими, умеющими различать добро и зло? Смогли ли понять, что сегодняшнее подражание скинхедов тем «двуногим извергам», что жгли целые народы в печах и проводили зверские эксперименты над детьми – страшно, безнравственно, аморально и не согласуется с понятием «человек»? Результаты работы меня потрясли. Наши дети умеют понимать, слушать, слышать!
Накануне мы посмотрели эпизоды из фильма «Обыкновенный фашизм». Я видела в глазах подростков ужас, страх, удивление, что такое было возможно в мировой истории. Я не пыталась привить им ненависть, нет! Я хотела, чтобы они знали, видели, смогли сопереживать, чтобы научились понимать сущность зла, воплощенного в фашизме, чтобы под вывеской «Россия – для русских!» (якобы патриотического лозунга) не надели ботинки скинхедов и не пошли «громить» иноверцев и инакомыслящих.
И пусть 10, 20, 30 учеников сегодня по-настоящему прониклись услышанным и увиденным! Ведь это значит, что есть потенциал у современного подростка, якобы ориентированного сегодняшней жизнью только на успешность в обществе и «добывание» денег. Нравственное становление и взросление – вот этот потенциал! Сопереживание чужому горю, ответственность за сделанное, понимание бесценности любой человеческой жизни…
- «Фашизм – это страшно, бесчеловечно, гадко…»;
- «надо сохранять страшное наследие фашизма – концлагери, чтобы новые поколения не повторили зло, причиненное миру людей»;
- «я увидела и услышала то, о чем никогда не задумывалась, и поняла, что нет ничего ценнее человеческой жизни».
Это лиши некоторые отрывки из работ учеников.
Пусть это начало. Но и это начало говорит о «стержне» молодого поколения (может быть, даже на генетическом уровне), возможно, прячущемся под подростковым максимализмом и нигилизмом. Но я убеждаюсь: меняется все, но нравственность остается. В.М. Шукшин писал: «нравственность есть правда». И я вторю ему: правда в нравственности. Стоит только достучаться, рассказать, показать, поделиться…. И жизнь все расставит на свои места!
Будачева О.А., учитель русского языка и литературы, зав. кафедрой гуманитарного цикла МОУ «Гимназия №12»
|